Пятница
20.07.2018
17:41
 
TamaraTaisumova
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | -Интервью- | Регистрация | Вход
Меню сайта

~Вопросы/Ответы~

/2008г. Suzanne Bontems/


Тамара, гордитесь ли вы что вы чеченка?

Да, конечно горжусь! Наши молодые ребята которые не жалея себя сражались, защищали родину. Конечно горжусь.

Что вас волнует?

Меня волнует то, что в разных странах погибают беззащитные дети и беспомощные старики, также мне очень страшно за свой народ, который много лет уже страдает, но Всевышний помогает и мы понемногу становимся на ноги. В общем, меня волнует зло, зло которого в этом мире очень много.

Откуда ваши корни в детстве?

В детстве отец часто рисовал нас, лепил из пластилина всякие фигурки и сказочных персонажей, наверное я пошла в папу.

Есть ли у вас любимая картина?

Есть. Еще ненаписанная.

Почему вы выбрали именно это направление?

Потому что это мое. Именно это направление мне по душе. С детства люблю все необычное. Может потому и выбрала этот путь. Для меня рисование всегда был и остается побег из реальности.  Не люблю рисовать то, что видят все.

Откуда вы черпаете силы?

Влияет музыка и дождь. Особенно запах дождя и тихая музыка. Тогда я могу полностью сконцентрироваться на работе, углубляясь в свой внутренний мир.

Ваш любимый художник?

Мне нравятся многие художники как новички, так и профи. Работы Вахита Заураева и Пашаева Абу вдохновляют по особенному.

Со скольки лет вы рисуете?

Рисую я с семи лет, а серьезно рисую уже лет 10. Для меня никогда не ставал вопрос, куда пойти учиться, я с детства знала, что буду художником. А институт дал мне желание стать лучше, чем я была вчера.

Тамара, скучали ли вы вдалеке по родине?

Да. Это было во время войны, когда нам пришлось покинуть родной город. Это надо почувствовать всем сердцем, как тяжело бывает вдалеке от родных, тем более когда война. Не все смогли выехать из Чечни, иногда вечером когда солнце заходило сердце вздрагивало, мне так хотелось домой и эта неизвестность что там дома, еще больше загоняла меня в тупик. Было очень тоскливо, было очень страшно, много мыслей в голове.

…. а когда я смотрела в сторону Грозного, были видны сероватого цвета небеса, и как будто бы черная пелена покрывала всю Чечню.

 _____________________________________________________________________________________________________________________________

Работы Тамары Тайсумовой, молодого дарования, привлекли наше внимание не столько приверженностью к модным ныне «измам» сколько некоей отрешенной сосредоточенностью на вечных категориях, некоей, сквозящей ее работах, печатью Печали, ненадуманной вселенской скорби…

Что явилось тому причиной?

Думается, если абстрагироваться от юного возраста автора (юношеский  максимализм- обязательная веха в период роста души), приходится признать, что причина этого- в состоянии загнанной в подсознание депрессии длиною в тот самый срок, какой наши юные пребывают на этом свете…

Что же касается превалирования идеи над письмом, то с этим, видимо нам придется смириться- до поры до времени, пока юный талант не окрепнет и не начнет соизмерять свои возможности с уровнем своих амбиций.

Мир устроен так, что во все времена –на стыке поколений -возникают новые идеи, подобно искрам от удара кремниевых брусков.

Мир старших не приемлет их, ибо в пору зрелости увлекается совершенствованием формы претворения уже признанных обществом идей.

Некоторое время новые идеи витают в дерзких молодых умах, пока эти самые молодые умы не угомонятся и не поймут старую, как мир, истину, что все забытое старое… А порожденные ими «измы», так и не сумев стать островом мира, металлическим стержнем посверкивают на витках Временной  Спирали.

Вернемся к работам Тамары.

Вдумчивость , неспешность созерцания мира.

Умение видеть в малом Вселенную, в грубой натуре –утонченность мимолетных ассоциаций.

Иные работы сравнимы с жемчужинками в нежданно раскрывшейся миру раковине.

Радует неординарность мировосприятия юной художницы, сосредоточенность юной души.

То, что собственно, отличает нынешнее поколение юных чеченцев, переживших Апокалипсис…

… Тамара открывает мир. И мир открывает Тамару.

 

Лула Куни.

2005г.

_______________________________________________________________________________

Художественная выставка студентов чеченского государственного педагогического института открылась в Москве, в здании Федерального Агентства по образованию РФ


Здесь представлено более 50 картин молодых грозненских живописцев - студентов Факультета искусств ЧГПИ. Выставку прокомментировал проректор пединститута, профессор Шовади Арсалиев: «Наши студенты получают образование в нелегкое время. Однако, несмотря на войну и разруху у нас созданы условия для развития творчества студентов. Молодые художники пишут родную природу, черпают идеи из истории своего народа и, возможно, от этого их работы так искренни».
Жанрами ребята себя не ограничивали. Более того, здесь представлены даже работы-аппликации. Практически каждая картина наполнена этническими символами, которые незаметны человеку, не знающему чеченскую культуру. Изображения солнца, гор и самой силы природы, высших сил - всем этим насыщенны работы юных художников. В картине Тайсумовой Т.З. «Молитва на чужбине» видна тяжелая доля эмигранта, беженца.
Колоритность, менталитет народа представляет картина с говорящим названием «Башня». В Чечне у каждого тейпа издревле была своя родовая башня. Она как правило, стояла на вершине горы, и эта гора принадлежала тому роду, чье имя оно носит. Башня на протяжении веков считалась символом семейного очага и благополучия.
Любопытный штрих. Одним из основных приемов олицетворения, передачи реального мира у чеченских студентов является природа, в частности, деревья. Здесь представлено несколько работ, где изображено дерево, как символ жизни. На некоторых картинах показаны деревья без листьев, с переломанными сучьями, на других же- с цветущей кроной и стоящей у воды. Что это означает - можно трактовать по-разному, каждый пытается изобразить жизнь, которая была разбита, но потом находит силы снова возродиться. Возможно, это и есть, параллель возрождающейся Чечни.
Сама тема войны, безусловно, тоже присутствует, но не на первом плане. Студенты выразили себя, свою боль, и то горе, которое пришлось пережить народу и которую они не смогли забыть, но при этом, демонстрируют, что уже не живут прошлым. Есть работы, посвященные космосу, фантастике.
Картины очень талантливо исполнены. Такого мнения придерживаются простые посетители, и сами сотрудники Федерального агентства по образованию. «Я недавно была на одной столичной галерее,- рассказывает молодая посетительница,- и по впечатлениям, картины чеченских мастеров мне понравились больше».
Хотя, надо признать, военной грусти в тематике выставки крайне мало. Это еще раз доказывает то, что художники главную свою цель - показать новую Чечню -достигли.
Жаль, что это событие культурная столица практически не заметила. На стене вывешена броская аннотация, которая позволяет зрителю узнать о выставке и самой республике. Но все посетители по большей части случайные люди. Они просто смотрят картины, порой не интересуясь, кто их автор.
 
 
 
 
 
 
Пресс-обзор по материалам газеты «Новые известия» №6
Подготовил Мусаев Аслан.

___________________________________________________________________________________________

Тамара ты любишь песни? На каких инструментах ты играешь?

Как говорят: «Без музыки жизнь была бы пустой». Да, я люблю музыку, особенно предпочитаю классику. Мой любимый инструмент - это скрипка, играть на ней так и не научилась.

Твое отношение к собственным картинам?

Если честно, это не совсем то, что я хотела бы донести до восприятия зрителя.

В каждом из нас есть ущербность. Ты понимаешь свою ущербность?

Понять свои недостатки и превратить их в свои достоинства, думаю, - это лучший ответ на подобный вопрос. Отрицание ущербности в себе, значит отрицать часть себя, а это постоянная внутренняя борьба с самим собой, отсутствие гармонии. Да к тому же в наше время сильно изменилась система ценностей. То, что еще вчера казалось добродетелью, сегодня называют глупостью.

Ты понимаешь страдания или восторги других?

Понимать страдания другого человека - это есть сострадание, т.е. разделять чью-то боль, печаль и т.д. Это значит переживать чужое горе как свое.

Ты приемлешь торжественность в искусстве?

Торжественность в искусстве, как я понимаю, была присуще, скорее всего старым школам, школам прошедших лет. Это и роскошные портреты различных вельмож, и портреты чиновников недавнего прошлого. Торжественность, или помпезность существовала так же и в архитектуре, музыке и т.д. Я не ставлю себя целью сразить зрителя эффектными картинками. Мне важно передать внутреннее ощущение.

Ты согласна с утверждением Ирландского писателя Джона Бэнвилла: «Торжественность в искусстве - это смерть?»

Во многом он прав. Но иногда эта самая торжественность может быть использована как инструмент для высмеивания различных человеческих пороков.

Иллюзия всегда необходима художнику?

Без нее трудно. Можно писать детективы, основанные на реальных событиях, можно быть приверженцем реализма и считать натуру единственным предметом для изображения, но как передать ощущения, как выразить чувства, когда обычных шаблонов уже недостаточно? Тогда и приходит тебе на помощь твое воображение, и весь твой внутренний мир, мир образов, выплескивается на полотно.

 

 Ты живёшь, думая, или просто живешь?

 Если бы жизнь не вызывала никаких вопросов, то не надо было бы и задумываться. Думать о том, почему солнце встает, зачем я живу и т.д. Жить ни о чем не думая - это наверное счастье. Приходится думать.

  Раскопки прошлого художнику нужны?

  Изобразительно искусство, как и многое другое, имеет своё начало. Мастерство

  художников прошлого передавалось от человека к человеку. Но если вдруг такая связь

  прервалась бы, то каким образом мы могли узнать, что представляла собой это утерянное

  звено?

  Вот тут-то и приходят к нам на помощь остатки материальной культуры прошлого.

  Что (или кто) влияет на твоё творчество?

   Дождь.

 

   Как ты относишься к такой черте, как агрессивность?

   Отрицательно.

   Тамара, ты и в самом деле веришь, что «Красота спасет мир?»

   Мир спасет правильный жизненный путь.

   Ты для кого пишешь свои картины?

   Наверное, все-таки для людей. Для тех, кто чувствует так же, как и я.

   Можно было бы сказать, что я рисую для себя, рисую то, что чувствую, а не то, что хотят.

   Но тогда бы я не стала бы отражать свой мир в картинах, не искала бы зрителя. Мне

   хочется поделиться и радостью, и печалью, хочу, чтобы принимали меня не только

   внешне.

   Как ты относишься к критике?

    К критике я отношусь особо. Критика мобилизует меня, заставляет внимательней относиться к тем или иным моментам. Если я увижу, что критика объективно выявляет недостатки в моих работах, то это заставит меня работать больше, сделать лучше. Любой художник должен выслушать критику в свой адрес. Но если мне что-то не нравится в моей картине, то эта работа никогда не увидит свет.

  Художник несет ответственность за происходящее в мире?

  Художник - это тот же воспитатель, учитель. Ведь самая сильная память у человека – это   память зрительная. Изображая то или иное художник несет ответственность перед зрителем.

  Художник не бездушная машина для печатания картин, он отражает самого себя, отражает окружающий мир, потому и должен осознавать, что неверная информация может повлиять на  реальность, на чьи либо жизни.

  

     

Ты можешь сказать: Да, я знаю (хорошо, посредственно, плохо) историю нашего народа?

На этот вопрос мне отвечать особенно легко. Так как Чеченский народ, как и многие другие    нации на Кавказе, с особым чувством относится к своим обычаям, традициям, к своей культуре. К сожалению, история нашего народа полна трагических событий. Но именно знание прошлого, память обо всех этих трагедиях, думаю, и должна помочь нам в будущем избежать ошибок прошлого. К сожалению, я не могу сказать, что хорошо знаю историю своего народа.

Ты согласна с мыслью Пола Малдуна, одного из Ольстеровских поэтов: «Искусство есть видение мира?»

Да, это так. Искусство, словно зеркало, отражает действительность, отражает наше восприятие явлений, предметов. Часто наши представления о мире субъективны, ограничены лишь нашим собственным опытом. Потому хотелось бы, чтобы это зеркало не было кривым.

С нашей точки зрения, Тамара в своих картинах, как и Пашаев Абу и ряд других, ставит

перед нами проблемы культуры вины, культуры стыда и совести тех, кто

разрушительными войнами уничтожает прекрасное, кто «словесной конницей изо рта» по

выражению ирландского писателя Патрика Маккейба, стремится отправить на свалку

истории все наше прошлое. Они не понимают всю пагубность своих  варварских деяний.

Прекрасное должно уметь защищать себя от натиска вероломных деятелей и вершителей

судеб нашего мира.

У нас есть надежда: в душе молодого художника Тайсумовой Тамары из села Старая

Сунжа найдут себе место поэт, писатель, артист, историк, философ, социолог и этнограф

нашего народа.

Нас всех все должно беспокоить.

 

 

Мурад Нашхоев

28 сентября 2007г.

г. Грозный.



                   

Поиск
Tamara Taisumova
Конструктор сайтов - uCoz